В заключительной части нашего путешествия, мы посетим ещё некоторые достопримечательности Рима, пройдёмся по музеям  Ватикана, выйдем на площадь Св. Петра и попрощаемся с этим замечательным городом.

  Теперь мы на площади Магнанелли, в центре которой находится колонна "Непорочного Зачатия Девы Марии". Архитектор Луиджи Полетти (1857 г.). Колонна была установлена по приказу Папы Пия IX, в честь провозглашения догмата о непорочном зачатии. С этим догматом не согласна православная церковь, хотя она тоже считает Деву Марию свободной от греха. На вершине колонны - статуя Девы Марии.

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Постамент колонны украшают четыре статуи: Моисей, Давид, Исаия и Иезекииля, а также барельефы. На голове у пророка Моисея видны рожки в виде лучей света. Объясняют это тем, что была допущена ошибка латинского перевода Библии: "Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато от того, что Бог говорил с ним," Дело в том, что древнееврейское слово "qrn" можно перевести как - "рог" и как - "луч". В новых переводах Библии говорится уже не о рогах, а о лучах света и лицо Моисея в них - "стало сияющим". Поэтому на скульптурах великого Микеланджело пророк Моисей везде рогатый.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Испанское посольство расположено на Испанской площади, а с Испанской площади поднимается грандиозная барочная Испанская лестница со 138 ступенями на вершину холма Пинчо, к Церкви Тринита-деи-Монти. Считается, что это самая красивая лестница Европы. Весной её украшают прекрасные цветы Азалии. Они располагаются  рядами, снизу  и до самого верха лестницы, затем разбегаются по фасаду церкви, перилам и бордюрам. Здесь проводится показ коллекций знаменитых кутюрье волшебного мира моды. Строили лестницу с1723 по 1725 г.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

То-ли "ковбои", то-ли это итальянская "мафия" вышла на улицы города. У обоих "мафиози" наготове по два пистолета и если вдруг... звякнет монета в банке, они засовывают один пистолет за пояс и пожимают руку спонсору. За отдельную плату разрешают короткую фотосессию на память.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Мы направляемся в сторону легендарного Колизея. На пути к нему можно встретить этакого "гладиатора"  Завидев камеру, "гладиатор" поднимает меч и, за небольшую плату, предлагает сфотографироваться с ним на память, например в сцене - где добивают гладиатора, его же мечом, а он поднимает большой палец вверх, как бы прося пощады и при этом мило улыбается. Раз уж мы немного отвлеклись, обратите внимание на то, как декорировано здание слева, зубцами в форме ласточкиного хвоста или буквы "М", очень похожими на зубцы стен Московского Кремля. Чувствуется почерк итальянских зодчих 13-15 веков. Такие элементы архитектуры я видел  на крепостных стенах и на  башнях замков в Милане, на родине Ромео и Джульетты в г. Вероне. Есть они и в других городах Италии.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Здесь на снимке слева Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) - архитектурный памятник древнего Рима, самая знаменитая арена гладиаторских боёв. Справа видны остатки Храма Венеры и Ромы. Это сооружение было возведено на постаменте длиной 145 м. и шириной 100 м. при императоре Адриане, в 135 году.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Колизей построен в форме овала. Размеры его по тем временам огромны: длина -189 м., ширина - 156 м., высота четырёх этажей - 57 м, окружность - 527 м. Вместимость 50 тыс. зрителей. В строительстве амфитеатра принимали участие 100 тыс. заключённых,  доставленных в Рим после войны в Иудее. Строительство продолжалось восемь лет - с 72 по 80 г. Долгое время в Колизее проводились развлекательные зрелища, чаще всего - гладиаторские бои и звериные травли. С ростом авторитета христианской церкви, усиливалось  давление её на проведение таких мероприятий и в 405 году император Гнорий запретил гладиаторские бои, т. к. они не согласуются с духом христианства. Некоторое время в нём ещё проходили звериные травли, но уже с 526 театр стал пустеть. Нашествие варваров тоже ускорило его печальную участь.  Самым серьёзным ударом по Колизею в 1349 году стало сильнейшее землетрясение. Произошли разрушения, пострадала в основном южная его часть, а потом его стали понемногу разбирать на строительство, в том числе, новых христианских храмов.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Мы направляемся сейчас в другое государство, расположенное в черте города Рима - Ватикан. С плаката нас приветствует новый Римский Папа - Франциск.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Охрана Ватикана доверена швейцарским гвардейцам. Говорят что дизайн формы одежды для них разработал сам Микеланджело.

 Начнём с посещения Ватиканских музеев. Их много - Музеи Ватикана, Музеи в Папском дворце, Музеи во дворце Николая III и во Дворце Иннокентия  VII.

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

 Заходим сначала в так называемый Двор Сосновой Шишки или Двор Пинии. В центре двора медленно вращается медный шар, символизирующий вселенную, а внутри его шар поменьше - наша планета. Шар разрывается на части от страшных трещин и язв, исходящих от оголённой поверхности нашей Земли. В отполированной поверхности шара, человек видит своё отражение, которое напоминает ему  об общей ответственности за судьбу планеты. "Земной шар" был приобретён Ватиканом при Иоанне Павле II  относительно недавно - в 1990 году. Диаметр шара - 4 м. Автор этого произведения - итальянский скульптор Арнольдо Помодора.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Бронзовая гигантская статуя Шишки, в честь которой назван этот двор. По сторонам от неё два бронзовых Павлина. Под ними (не попало в кадр) маленький фонтанчик. Что конкретно символизирует эта Сосновая Шишка вместе с двумя павлинами, на самом почётном месте дворцового комплекса - не совсем ясно. Во всяком случае это мало похоже на христианские символы. С древних времён многие народы сосновую шишку ассоциировали с богами, властью, мудростью, изобилием, её считали символом "Источника жизни" и ещё чем-то значительным.  Есть сведения, что её нашли в термах Агриппы и установили на Марсовом поле. В конце  VIII века, статую перенесли в алтарь старого собора Св. Петра. В 1608 году Сосновую шишку установили на место, где она сейчас находится и двор получил её название. Возраст памятника неизвестен, три тысячи лет, а может и больше. Как бы там ни было, шишка - это ведь штука важная, особенно на ровном месте. :))

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Древние статуи, вазы, барельефы в ватиканском музее.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Этим статуям тысячи лет. Поражает, с каким мастерством проработаны детали и тонко переданы в камне пластика лица и  нежность ткани, которая облегает фигуру, точность пропорций и пр.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Порфировый саркофаг Святой Елены. Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская - мать римского императора Константина I (ок. 250 - 330 гг.). Почитается за распространение христианкой веры и за проведение раскопок в Иерусалиме, на месте распятия Иисуса Христа, где были "по утверждению христианских хронистов обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии."  Саркофаг с барельефами воинских сцен, император Константин заказал для себя. Неожиданно умерла его мать и он распорядился совершить погребение её в этом саркофаге. С течением времени, саркофаг попал в Ватиканский музей, а мощи Св. Елены переложили в другой саркофаг и установили в храме Santa Maria in Aracoeli, который находится в центре Рима.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Работа древних мастеров.

 

 Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

 Статуя богини плодородия Артемиды Эфесской.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Зал Рафаэля. Здесь полумрак, т. к. яркий свет портит гобелены. Считается, что эти шедевры наилучшие из всей коллекции гобеленов Ватикана. Изготавливались они с 517 по 521 год на Брюссельской мануфактуре по заказу Папы Льва Х, по так называемым картонам (рисункам в полный размер) Рафаэля, на большей части которых он изобразил,  библейские сюжеты. Трудился над ними Рафаэль с 513 по 516 год, незадолго до своей смерти (520 г.). Так-что часть готовых работ он мог видеть в Сикстинской капелле, где они поначалу были вывешаны. На этом гобелене изображено "Вознесение Христово".

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Сюжет из Евангелия - "Избиение младенцев".

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

На этом гобелене - "Ужин в Эммаусе" изображены, как я полагаю, Иисус Христос с апостолами Лукой и Клеопой. "И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его" (Евангелие от Луки, гл. 24)..

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

"По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, т. е. воскрес из мёртвых."   (Закон Божий Серафима Слободского)

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

На этом гобелене изображён исторический сюжет "Убийство Юлия Цезаря".  Чувствуется, что великого мастера интересовала не только религиозная тематика.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Галерея географических карт с расписным сводом (1578 - 1580 гг.).

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Галерея заканчивается небольшим круглым залом со сводом, украшенным фресками изображающими семь архангелов низвергающих всякую нечисть в ад.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Зал Собеского. Картина польского художника Яна Матейко изображающая победу польского короля Яна Собеского над турками в 1683 году у стен Вены. Полотно  передано  Ватикану в качестве дара польского народа.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Название и автора этой трагической картины пока не нашёл. Судя по доспехам воина, оружию (длинная шпага) и одежде людей (неподпоясанный кафтан, обтяжное трико, сборочные штаны, украшенный берет) действие происходит в Англии, в 16 веке. Возможно - расправа с Картезианскими мучениками (католическими монахами Лондонской Картезии)  по указу английского короля-реформатора Генриха VIII. Впоследствии все казнённые были признаны Католической Церковью как святые мученики. Но, может и не совсем так. История изобилует прискорбными фактами насилия как со стороны правителей государств, так и со стороны религиозных деятелей. Взгляните например на подобную картину А. П. Рябушкина - "Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече" .Столько актов насилия совершено и совершается по сей день на религиозной почве, в их числе Крестовые походы и войны, что можно написать не одну сотню ужасных картин и художники на своих полотнах, время от времени  напоминают человечеству, что оно напрочь забыло 10 Заповедей Божьих, в числе которых - "НЕ УБИЙ".

 

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

 Зал дель Иммаколата Консеционе.

 После этого мы посетили Сикстинскую капеллу - музей, выдающийся памятник Эпохи Возрождения. Фотографировать в нём категорически запрещено. Полушёпотную речь экскурсовода каждый из нас слышит только через специальные наушники. Потолок капеллы расписан великим Микеланджело, на котором он разместил знаменитый цикл фресок. Как происходила эта роспись и что с ней было после - это интереснейшая  история, которую без труда можно найти в Интернете. В Сикстинской капелле проводятся конклавы и избирается новый римский папа.

Теперь мы покидаем ватиканские музеи и оказываемся на Дворцовой площади Святого Петра.

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Коллонада  Собора Святого Петра и почта Ватикана. На почте можно отправить письмо или открытку с ватиканской маркой, позвонить и пр. Такой конверт с ватиканской печатью будет напоминать вам о вашем путешествии в Рим и государство Ватикан. Недалеко магазинчики с ватиканскими сувенирами, где можно купить освящённые крестики, иконки и другие предметы христианской символики.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Вид на Соборную площадь Святого Петра со стороны собора..

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

 Как ни грустно, но подходит конец нашей экскурсии. Мы прощаемся с Римом, городом-музеем под открытым небом с несметными сокровищами и истинными шедеврами, концентрация которых здесь, на единицу площади, самая высокая в мире. Мы возвращаемся по домам, каждый в свою жилую ячейку, чтобы потом длинными вечерами любоваться фотографиями на которых запечатлены незабываемые мгновения. Мимо уже проносятся современные постройки. Это здание римляне в шутку прозвали "Кастрюлей". :))

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев Мы переносимся в свою эпоху. Творчество современных скульпторов украшают улицы города.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

Археологи продолжают свою кропотливую работу, копошатся в земле, отыскивая в ней всё новые и новые уникальные находки древней цивилизации.

 

Рим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев

А из Колизея, кажется снова доносятся крики и вопли многотысячной людской массы  жаждущей крови.

Прощаясь с  Римом, мы говорим ему - ДО СВИДАНИЯ.

/aРим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев