Валерий Афанасьев
В заключительной части нашего путешествия, мы посетим ещё некоторые достопримечательности Рима, пройдёмся по музеям Ватикана, выйдем на площадь Св. Петра и попрощаемся с этим замечательным городом.
Теперь мы на площади Магнанелли, в центре которой находится колонна "Непорочного Зачатия Девы Марии". Архитектор Луиджи Полетти (1857 г.). Колонна была установлена по приказу Папы Пия IX, в честь провозглашения догмата о непорочном зачатии. С этим догматом не согласна православная церковь, хотя она тоже считает Деву Марию свободной от греха. На вершине колонны - статуя Девы Марии.
Постамент колонны украшают четыре статуи: Моисей, Давид, Исаия и Иезекииля, а также барельефы. На голове у пророка Моисея видны рожки в виде лучей света. Объясняют это тем, что была допущена ошибка латинского перевода Библии: "Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато от того, что Бог говорил с ним," Дело в том, что древнееврейское слово "qrn" можно перевести как - "рог" и как - "луч". В новых переводах Библии говорится уже не о рогах, а о лучах света и лицо Моисея в них - "стало сияющим". Поэтому на скульптурах великого Микеланджело пророк Моисей везде рогатый.
Испанское посольство расположено на Испанской площади, а с Испанской площади поднимается грандиозная барочная Испанская лестница со 138 ступенями на вершину холма Пинчо, к Церкви Тринита-деи-Монти. Считается, что это самая красивая лестница Европы. Весной её украшают прекрасные цветы Азалии. Они располагаются рядами, снизу и до самого верха лестницы, затем разбегаются по фасаду церкви, перилам и бордюрам. Здесь проводится показ коллекций знаменитых кутюрье волшебного мира моды. Строили лестницу с1723 по 1725 г.
То-ли "ковбои", то-ли это итальянская "мафия" вышла на улицы города. У обоих "мафиози" наготове по два пистолета и если вдруг... звякнет монета в банке, они засовывают один пистолет за пояс и пожимают руку спонсору. За отдельную плату разрешают короткую фотосессию на память.
Мы направляемся в сторону легендарного Колизея. На пути к нему можно встретить этакого "гладиатора" Завидев камеру, "гладиатор" поднимает меч и, за небольшую плату, предлагает сфотографироваться с ним на память, например в сцене - где добивают гладиатора, его же мечом, а он поднимает большой палец вверх, как бы прося пощады и при этом мило улыбается. Раз уж мы немного отвлеклись, обратите внимание на то, как декорировано здание слева, зубцами в форме ласточкиного хвоста или буквы "М", очень похожими на зубцы стен Московского Кремля. Чувствуется почерк итальянских зодчих 13-15 веков. Такие элементы архитектуры я видел на крепостных стенах и на башнях замков в Милане, на родине Ромео и Джульетты в г. Вероне. Есть они и в других городах Италии.
Здесь на снимке слева Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) - архитектурный памятник древнего Рима, самая знаменитая арена гладиаторских боёв. Справа видны остатки Храма Венеры и Ромы. Это сооружение было возведено на постаменте длиной 145 м. и шириной 100 м. при императоре Адриане, в 135 году.
Колизей построен в форме овала. Размеры его по тем временам огромны: длина -189 м., ширина - 156 м., высота четырёх этажей - 57 м, окружность - 527 м. Вместимость 50 тыс. зрителей. В строительстве амфитеатра принимали участие 100 тыс. заключённых, доставленных в Рим после войны в Иудее. Строительство продолжалось восемь лет - с 72 по 80 г. Долгое время в Колизее проводились развлекательные зрелища, чаще всего - гладиаторские бои и звериные травли. С ростом авторитета христианской церкви, усиливалось давление её на проведение таких мероприятий и в 405 году император Гнорий запретил гладиаторские бои, т. к. они не согласуются с духом христианства. Некоторое время в нём ещё проходили звериные травли, но уже с 526 театр стал пустеть. Нашествие варваров тоже ускорило его печальную участь. Самым серьёзным ударом по Колизею в 1349 году стало сильнейшее землетрясение. Произошли разрушения, пострадала в основном южная его часть, а потом его стали понемногу разбирать на строительство, в том числе, новых христианских храмов.
Мы направляемся сейчас в другое государство, расположенное в черте города Рима - Ватикан. С плаката нас приветствует новый Римский Папа - Франциск.
Охрана Ватикана доверена швейцарским гвардейцам. Говорят что дизайн формы одежды для них разработал сам Микеланджело.
Начнём с посещения Ватиканских музеев. Их много - Музеи Ватикана, Музеи в Папском дворце, Музеи во дворце Николая III и во Дворце Иннокентия VII.
Заходим сначала в так называемый Двор Сосновой Шишки или Двор Пинии. В центре двора медленно вращается медный шар, символизирующий вселенную, а внутри его шар поменьше - наша планета. Шар разрывается на части от страшных трещин и язв, исходящих от оголённой поверхности нашей Земли. В отполированной поверхности шара, человек видит своё отражение, которое напоминает ему об общей ответственности за судьбу планеты. "Земной шар" был приобретён Ватиканом при Иоанне Павле II относительно недавно - в 1990 году. Диаметр шара - 4 м. Автор этого произведения - итальянский скульптор Арнольдо Помодора.
Бронзовая гигантская статуя Шишки, в честь которой назван этот двор. По сторонам от неё два бронзовых Павлина. Под ними (не попало в кадр) маленький фонтанчик. Что конкретно символизирует эта Сосновая Шишка вместе с двумя павлинами, на самом почётном месте дворцового комплекса - не совсем ясно. Во всяком случае это мало похоже на христианские символы. С древних времён многие народы сосновую шишку ассоциировали с богами, властью, мудростью, изобилием, её считали символом "Источника жизни" и ещё чем-то значительным. Есть сведения, что её нашли в термах Агриппы и установили на Марсовом поле. В конце VIII века, статую перенесли в алтарь старого собора Св. Петра. В 1608 году Сосновую шишку установили на место, где она сейчас находится и двор получил её название. Возраст памятника неизвестен, три тысячи лет, а может и больше. Как бы там ни было, шишка - это ведь штука важная, особенно на ровном месте. :))
Древние статуи, вазы, барельефы в ватиканском музее.
Этим статуям тысячи лет. Поражает, с каким мастерством проработаны детали и тонко переданы в камне пластика лица и нежность ткани, которая облегает фигуру, точность пропорций и пр.
Порфировый саркофаг Святой Елены. Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская - мать римского императора Константина I (ок. 250 - 330 гг.). Почитается за распространение христианкой веры и за проведение раскопок в Иерусалиме, на месте распятия Иисуса Христа, где были "по утверждению христианских хронистов обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии." Саркофаг с барельефами воинских сцен, император Константин заказал для себя. Неожиданно умерла его мать и он распорядился совершить погребение её в этом саркофаге. С течением времени, саркофаг попал в Ватиканский музей, а мощи Св. Елены переложили в другой саркофаг и установили в храме Santa Maria in Aracoeli, который находится в центре Рима.
Работа древних мастеров.
Статуя богини плодородия Артемиды Эфесской.
Зал Рафаэля. Здесь полумрак, т. к. яркий свет портит гобелены. Считается, что эти шедевры наилучшие из всей коллекции гобеленов Ватикана. Изготавливались они с 517 по 521 год на Брюссельской мануфактуре по заказу Папы Льва Х, по так называемым картонам (рисункам в полный размер) Рафаэля, на большей части которых он изобразил, библейские сюжеты. Трудился над ними Рафаэль с 513 по 516 год, незадолго до своей смерти (520 г.). Так-что часть готовых работ он мог видеть в Сикстинской капелле, где они поначалу были вывешаны. На этом гобелене изображено "Вознесение Христово".
Сюжет из Евангелия - "Избиение младенцев".
На этом гобелене - "Ужин в Эммаусе" изображены, как я полагаю, Иисус Христос с апостолами Лукой и Клеопой. "И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его" (Евангелие от Луки, гл. 24)..
"По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, т. е. воскрес из мёртвых." (Закон Божий Серафима Слободского)
На этом гобелене изображён исторический сюжет "Убийство Юлия Цезаря". Чувствуется, что великого мастера интересовала не только религиозная тематика.
Галерея географических карт с расписным сводом (1578 - 1580 гг.).
Галерея заканчивается небольшим круглым залом со сводом, украшенным фресками изображающими семь архангелов низвергающих всякую нечисть в ад.
Зал Собеского. Картина польского художника Яна Матейко изображающая победу польского короля Яна Собеского над турками в 1683 году у стен Вены. Полотно передано Ватикану в качестве дара польского народа.
Название и автора этой трагической картины пока не нашёл. Судя по доспехам воина, оружию (длинная шпага) и одежде людей (неподпоясанный кафтан, обтяжное трико, сборочные штаны, украшенный берет) действие происходит в Англии, в 16 веке. Возможно - расправа с Картезианскими мучениками (католическими монахами Лондонской Картезии) по указу английского короля-реформатора Генриха VIII. Впоследствии все казнённые были признаны Католической Церковью как святые мученики. Но, может и не совсем так. История изобилует прискорбными фактами насилия как со стороны правителей государств, так и со стороны религиозных деятелей. Взгляните например на подобную картину А. П. Рябушкина - "Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече" .Столько актов насилия совершено и совершается по сей день на религиозной почве, в их числе Крестовые походы и войны, что можно написать не одну сотню ужасных картин и художники на своих полотнах, время от времени напоминают человечеству, что оно напрочь забыло 10 Заповедей Божьих, в числе которых - "НЕ УБИЙ".
Зал дель Иммаколата Консеционе.
После этого мы посетили Сикстинскую капеллу - музей, выдающийся памятник Эпохи Возрождения. Фотографировать в нём категорически запрещено. Полушёпотную речь экскурсовода каждый из нас слышит только через специальные наушники. Потолок капеллы расписан великим Микеланджело, на котором он разместил знаменитый цикл фресок. Как происходила эта роспись и что с ней было после - это интереснейшая история, которую без труда можно найти в Интернете. В Сикстинской капелле проводятся конклавы и избирается новый римский папа.
Теперь мы покидаем ватиканские музеи и оказываемся на Дворцовой площади Святого Петра.
Коллонада Собора Святого Петра и почта Ватикана. На почте можно отправить письмо или открытку с ватиканской маркой, позвонить и пр. Такой конверт с ватиканской печатью будет напоминать вам о вашем путешествии в Рим и государство Ватикан. Недалеко магазинчики с ватиканскими сувенирами, где можно купить освящённые крестики, иконки и другие предметы христианской символики.
Вид на Соборную площадь Святого Петра со стороны собора..
Как ни грустно, но подходит конец нашей экскурсии. Мы прощаемся с Римом, городом-музеем под открытым небом с несметными сокровищами и истинными шедеврами, концентрация которых здесь, на единицу площади, самая высокая в мире. Мы возвращаемся по домам, каждый в свою жилую ячейку, чтобы потом длинными вечерами любоваться фотографиями на которых запечатлены незабываемые мгновения. Мимо уже проносятся современные постройки. Это здание римляне в шутку прозвали "Кастрюлей". :))
Мы переносимся в свою эпоху. Творчество современных скульпторов украшают улицы города.
Археологи продолжают свою кропотливую работу, копошатся в земле, отыскивая в ней всё новые и новые уникальные находки древней цивилизации.
А из Колизея, кажется снова доносятся крики и вопли многотысячной людской массы жаждущей крови.
Прощаясь с Римом, мы говорим ему - ДО СВИДАНИЯ.
/aРим, Ватикан. Автор фото: Валерий Афанасьев