Кром Игорь
Удалённость от цивилизации, близость к первозданной природе, отстутствие электричества и общественного транспорта… С одной стороны – это факторы, затрудняющие жизнь в нашем посёлке Жаровск. Но именно они одновременно послужили предпосылками для развития ремёсел, для воссоздания по крупицам забытых в наше время технологий ручного труда
В Жаровске есть мастера плетения из лозы и соломки, искусные столяры и плотники, талантливые резчики по дереву. Мне же по сердцу пришлось ремесло бондаря, которое и осваиваю вот уже почти 19 лет, наряду с другими мастерами (В поселке в разные годы работало шесть опытных мастеров, сейчас работают трое).
Если обобщить, то под изделием, собранным по бондарной технике, можно понимать любое изделие, остов которого состоит из гладко прифугованных друг к другу дощечек-клёпочек, стянутых обручами. Все изделия, представленные здесь, имеют такую основу. Если с такого изделия снять обручи, то оно будет выглядеть примерно так, как на этом фото (Здесь вы видите разобранный остов, в который ещё не вставлено донышко).
Бондарные изделия – это далеко не только кадушки под засолку и банная утварь. Спектр применения бондарной техники необычайно разнообразен. Задавшись целью изготовить по одному изделию всех возможных видов, бондарь мог бы проработать всю свою жизнь. По бондарной технологии можно делать изделия круглые или овальные, ёмкостью от 100 мл (миниатюрные деревянные стаканчики, солонки, вазочки) до нескольких тысяч литров (кедровые ванны). Существует целое направление бондарной мебели, которое представляет собой просто безграничное поле для творчества.
На титульном фото запечатлены бондарные изделия разных мастеров на одной из выставок в музее КИЦ (Культурно-Исторический Центр) г. Красноярска.
Материалом для наших изделий служит сибирский кедр (Pínus sibírica), возрастом от 300 лет и старше. Возраст примерно определяется по диаметру ствола. Считается, что диаметру в 70 см соответствует возраст дерева 250-300 лет.
Диаметр этого ствола в комле – 112 см.
Ради нашего ремесла мы не валим деревья. Используем комлевые части уже спиленных кедров, отбракованные лесозаготовителями. В дело идёт не более 2-3 чурок по 80-100 см высотой, начиная от комля. Эти чурки колем вручную, получая таким образом колотые заготовки – клёпки.
В бондарном деле важно использовать только колотый материал. В пиленых заготовках волокна неизбежно перерезаются, что приводит к резкому ухудшению качества и снижению долговечности будущей бондарной посуды.
Выколотую клёпку складываем в штабеля и сушим на улице, как минимум, год.
В процессе изготовления изделия происходит двухэтапная длительная сушка в дровяной печи. В результате на выходе влажность древесины составляет примерно 5%. Такая сушка обеспечивает очень высокие эксплуатационные качества изделий, которые при правильном уходе практически не рассыхаются, и в которых не нужно постоянно держать воду.
Бондарное изделие, стянутое деревянными обручами, обретает совершенно особый, ни с чем не сравнимый колорит. Рельефность деревянного обруча, его цвет и структура, форма шипового замка позволяют композиционно варьировать облик изделия, порой превращая его в подлинное произведение искусства. При этом изделие отнюдь не теряет своей функциональности! Мы делаем деревянные обручи из черёмухи. Её древесина обладает и необходимой гибкостью, и необходимой прочностью. На небольшие изделия идут ветви и побеги, на средние и большие - стволы молодых деревьев. Стяжка черёмуховыми обручами достаточно надёжна, что позволяет обвязывать ими даже такие большие изделия, как кедровые ванны. Правильно вырезанный шиповой замок является самозатягивающимся, то есть чем плотнее набивается обруч, тем крепче шиповое соединение. Кроме того, деревянные обручи обычно набиваются гнёздами по 2-3 штуки, что делает такую стяжку ещё более надёжной.
Изготовление деревянного обруча - трудоёмкий и растянутый во времени процесс, который к тому же невозможно механизировать. Именно поэтому (а не по причине якобы большей надёжности!) в прошлом веке бондари почти повсеместно перешли на металлические. В последнее десятилетие ситуация несколько изменилась, и бондарные изделия на деревянных обручах обретают всё большую популярность. Однако большие ёмкости, как купели или ванны, другие изготовители по-прежнему предпочитают стягивать обручами металлическими. В этом смысле наши кедровые ванны на деревянных обручах являются настоящим эксклюзивом, основанном, прежде всего, на важных особенностях заготовки и предварительной сушки материала.
На снимке - ванна с фигурным обрезом ёмкостью 500 л. Длина - 150 см. Ширина - 85 см. Высота - 80 см. Контуры внутренней поверхности ванны выверены опытным путём с точки зрения эргономики таким образом, чтобы максимально способствовать удобству, расслаблению мышц, снятию усталости.
Неослабевающим спросом пользуется различная банная утварь.
Из многочисленных вариантов кадушек очень популярны кадки под засолку ёмкостью 20 – 60 л.
Древнерусская система гнёта избавляет от необходимости подыскивать камень для давления на кружок и экономит полезный объём кадки.
А это – толстостенная кадушка-термос.
В жару на покосе она долго хранит прохладу колодезной воды.
Пирожочница - украшение большого стола.
Бондарная хлебница, стилизованная под барильце (декоративный бочонок для вина).
Как видите, хлебница достаточно вместительна.
Бондарный табурет с пропильной резьбой.
Бондарный табурет со вставными элементами, выполненными в технике фриволитэ.
Сочетание двух разных техник, мужского и женского ремёсел придают изделию особую гармонию.
Мини-гарнитур из двух табуретов и пуфика с орнаментальной пропильной резьбой.
Ещё один предмет бондарной мебели - круглая тумбочка.
Типичные для бочек выступающие края клёпок создают очень удобные бортики, препятствующие падению с тумбочки мелких предметов.
Подобное изделие сделать не только круглым, но и овальным, длиной 100-120 см, да ещё и повыше, при этом в нём может быть от одного до четырёх отделений, как с дверцами, так и без них. В эти отделения можно вставить выдвижные ящички, каждый из которых также будет выполнен в бондарной технике, а можно оставить простые полочки. Три таких изделия разных размеров можно установить друг на друга подобно секциям составных шкафов, получив что-то вроде составной этажерки или комода.
Бондарный эксцентрический стол-тумба. Столешница по отношению к верхней плоскости остова несколько выдвинута вперёд (геометрические центры овала остова и столешницы не совпадают). Это сделано для максимального удобства сидения за столом.
В этом репортаже я смог только вкратце рассказать о бондарном ремесле из Жаровска. Тех, кто хочет узнать больше, милости просим на наш сайт www.zharbond.ru, посвящённый возрождению и развитию бондарного искусства. Там вы сможете:
Увидеть другие модели бондарных изделий;
Соприкоснуться с творчеством нашего «бондарного Левши» Сергея Шуманского – мастера по изготовлению сверхминиатюрных бондарных изделий, не имеющих аналогов в мире;
Познакомиться с основными технологическими стадиями процесса изготовления изделий;
Узнать о специфическом ручном инструменте, необходимом в бондарной мастерской;
А также найти много разнообразной и полезной информации, так или иначе связанной с бондарным ремеслом.