Наконец-то я "встал на колеса". Первая фотоэкскурсия, конечно же, в Боровск на поиски других настенных росписей Владимира Овчинникова. Как сердцем чуял: еще немного и скоро от этих замечательных росписей не останется и следа. Время и погода способствуют физическому выцветанию красок, а местные недоумки и чиновничество и вовсе замазывают полотна. Пройдет еще пару лет и о "параллельном" городе мы будем знать только по фотографиям из альбомов и из статей в Интернете.

Итак, 1 апреля, во  Всемирный день дурака, я с Бандюшей снова погнал авто в славный город Боровск на поиск еще сохранившихся, еще как-то различимых настенных росписей. Сначала я отправился к старинной ткацкой фабрике, основанной в ой каком лохматом году братьями Полежаевыми - местными предпринимателями и купцами. На стене фабричной проходной я нашел ее, первую на тот день фреску...

Боровская мануфактура. Автор фото: Вячеслав Степанов

Основатели текстильной мануфактуры в Боровск братья Полежаевы с коллективом.
Фреска выполнена боровским художником Владимиром Овчинниковым по старинной фотографии 1897 года

Боровская мануфактура. Автор фото: Вячеслав Степанов
А так выглядит бывшая полежаевская текстильная мануфактура (ныне ООО "Руно") в наши дни.
Выпускает какие-то одеяла, пытается их продать даже через интернет

 

Боровская мануфактура. Автор фото: Вячеслав Степанов
Интересно, а лужи перед проходной текстильной мануфактуры были всегда, или все-таки высыхали когда-то?

 Закончив фотографировать фреску на стене полежаевской мануфактуры, я двинул в центр города и вскоре припарковал авто на берегу знатной лужи, Оказалось, что сам того не подозревая, разместил машину на главной улице города, улице Ленина (бывшей Успенской). На последующих шести фото вы увидите, как живописно смотрелась улица с именем пролетарского вождя в тот весенний день

Улица Ленина. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Улица Ленина. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Улица Ленина. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Улица Ленина. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Улица Ленина. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Улица Ленина. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Фреска Успенская начала ХХ века. Автор фото: Вячеслав Степанов
На цоколе южного фасада дома 22 я нашел прекрасную фреску "Успенская улица в начале ХХ века", Эта фреска также была выполнена Владимиром Овчинниковым по старинной фотографии. Давайте посмотрим детали этой большой росписи.

 

Фреска Успенская начала ХХ века. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Фреска Успенская начала ХХ века. Автор фото: Вячеслав Степанов
Левая часть росписи

 

Фреска Успенская начала ХХ века. Автор фото: Вячеслав Степанов
Правая часть росписи

 Если немного пройти по улице Ленина по направлению к центру, то слева, как раз напротив захиревшего напрочь кинотеатра "Родина" вы увидите когда-то богатый особняк, на котором сейчас еде проглядывается герб СССР, а перед ним стоит памятник вождю с протянутой куда-то на восток рукой 

Дом Наполеона. Автор фото: Вячеслав Степанов
Я для себя называю это здание как дом Наполеона, По преданию, именно в этом богатом купеческом особняке ночевал Наполеон после посещения поля сражения под Малоярославцем. Возвращаясь в Боровск, Наполеон чуть было не попал в плен платовским казакам, которые увлеклись грабежом императорского обоза и тем самым дали ускользнуть одиночным всадникам. Настроение, я уверен, было у императора хреновое, спал ли он ту ночь или нет - не известно, а известно только то, что по утру двинул император в Париж по ими же разграбленной старой калужской дороге...
Оказывается, на этом доме тоже есть фреска (я ее не заметил с улицы). На одном из сайтов я нашел ее изображение в 2006 году. Вот оно 

 
фото с сайта http://awlinas.narod.ru/
Как выглядит эта фреска в наши дни и вообще, цела ли она еще, , я покажу вам в самое ближайшее время. Знаю, что изображение Наполеона за спиной пролетарского вождя, да еще и недалеко от районного управления внутренних дел некоторые чиновники признали не патриотичным. Господи, чудны дети твои!!

 

Диптих Этимология Боровска. Автор фото: Вячеслав Степанов
На южной стене кинотеатра "Родина" можно увидеть исчезающую фреску-диптих "Этимология Боровска" о происхождении названия город. Слева представлена как бы  иллюстрация к письму Пушкина от 18 февраля 1827 года к своему лицейскому товарищу Каверину. Весь текст этого короткого письма гения русской словесности я
здесь привести не могу - Александр Сергеевич был отменным матершинником, а цензура при царе была только политическая.

Диптих Этимология Боровска. Автор фото: Вячеслав Степанов
Приличная часть письма начиналась так:
" Вот тебе янтарь, душа моя Каверин.
Каково поживаешь ты в СВИНОМ городке?..."


Говорят, что эта строчка когда-то страшно разозлила боровчан, и с тех пор Пушкина они недолюбливают. Владимир Овчинников на своей знаменитой росписи "Глобус Боровска" даже изобразил великого русского поэта у лужи со свиньей, хотя известно, что поэт в Боровске ни разу не был. Поэту-то что? Поиграл словами, покаламбурил, обгадил на века имя города, которое, скорее всего, произошло от слова "бор", сосновый лес. Об этом и повествует правая часть диптиха

Диптих Этимология Боровска. Автор фото: Вячеслав Степанов
Зная, какие чудесные сосновые боры раскинулись вокруг города, какие чудесные грибы-боровики полными корзинами и ведрами собирают местные жители, я уверен, что правая сторона права - город назван из-за прекрасных сосновых боров вокруг него.

 

Кинотеатр Родина. Автор фото: Вячеслав Степанов
Кинотеатр Родина сегодня представляет собой унылое зрелище: заваренные сваркой окошки билетных касс, полное отсутствие афиш и только едва сохранившаяся фреска говорит о том, что это жалкое здание каким-то образом касается кинематографа

 

Кинотеатр Родина. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

 Возвращаясь к оставленной машине, я вдруг увидел прекрасную роспись "Братья Полежаевы с женами, 1908 год", украшающую дом-усадьбу Полежаевых. Рядом художник повторил кистью стихи, написанной супругой, Эльвирой Частиковой. "Старинным, от времени выцветшим, фото мы вновь проступили на доме, где жили. "

Братья Полежаевы с женами. Автор фото: Вячеслав Степанов 

Братья Полежаевы с женами. Автор фото: Вячеслав Степанов
Вот так спокойно, без укора,  со стены родного дома смотрят они на нас, суетящихся, живущих без царя и веры в голове, разучившихся и гвоздь выковать и дорогу нормально замостить

Нижеприведенный текст некой Татьяны взят с сайта http://www.art-in-exile.com/forums/iieeoeea-e-ianoaeaeaiea-noaoae/122-ii-aio-dhinney-yoi-dhinney-256.html

Текст найден по Яндексу при поиске определенной информации. Однако ссылка ведет в никуда (дает ошибку 404) и соответственно текст вот-вот исчезнет и из Яндексовского кэша. А из головы он не идет. Поэтому откопирую его с сокращениями, а потом может дам свой постскриптум,а может и нет. Промышленники-купцы рода Полежаевых

Предпринимательская деятельность купцов и промышленников Полежаевых была связана с г. Боровском Калужской губернии и Москвой. В конце XIX века они создали в Боровске ткацкую фабрику, которая до 1917 г. являлась основой процветания города. Для реализации продукции Полежаевы основали в г. Москве торговый дом и через него распространяли ее по всей России. Не обладая достаточным начальным капиталом, Полежаевы добились успеха благодаря природному уму и воле, а созданная ими фабрика действует и поныне. По архивным данным родоначальником Полежаевых следует считать Михаила, родившегося в середине XVIII в. Его сын Роман (1779 г рождения) на основании данных переписи населения 1826 г. числился жителем Боровска Калужской губернии, значился купцом 3-й гильдии . Сын Романа - Михаил (1806 г. рожд.) был купцом и музыкантом и жил с семьей в Москве. После смерти Михаила его малолетний сын Пётр (1836-1901 г.г.), оставшись сиротой, был взят на воспитание дядей купцом Беляевым в Боровск . Беляев имел лавку и кирпичный дом на Успенской улице (ныне ул. Ленина, 18), которые и завещал своему приемному сыну. Вся дальнейшая жизнь Петра Михайловича была связана с Боровском . Он женился на Марии Яковлевне Головтеевой ( 1840-19-23 г.г.), которая происходила из состоятельной семьи. Ее родители занимались кожевенным производством. Их совместная жизнь была счастливой. У них было 4 сына ( Иван, Георгий, Николай и Пафнутий) и 5 дочерей (Александра, Клавдия, Анна, Ираида и Лидия). Дом на Успенской улице в Боровске , общая площадь которого составляет около 300 кв.метров, сохранился до сих пор: настолько добротно он был построен. Вот как вспоминает о жизни в семье внучка Петра Михайловича Мария Ивановна Полежаева в журнале " Боровск . Страницы истории", 2000, N 2,: "Теперь кажется какой-то странной и невероятной наша жизнь в Боровске . Семья была религиозная, Староверы. Строго соблюдали устав. Утром, после сна всегда молились Богу. Читали молитвы, клали "семь поклонов". Утренний чай, обед, ужин кушали в столовой на первом этаже. Помолившись Богу перед едой, вместе садились за стол. Первой свое место занимала бабушка, ей первой подавалась тарелка супа. Из-за стола, покушавши, тоже выходили все вместе. После еды также читали молитвы. Вечерний чай часто делали в зале на втором этаже." Питалась семья скромно: мясо употребляли не более двух раз в неделю, а остальной рацион включал рыбу, овощи, молочные продукты, ели много хлеба. Вино появлялось на столе только по праздникам. Безделье и праздность не поощрялись. В передней над дверью висел небольшой плакат: "Хотя что-нибудь да делай". В доме были водопровод и тёплый туалет с выводом сточных вод в отстойник во дворе. Впервые в городе в доме был установлен телефон. Дом освещался электричеством от аккумуляторов, что было в диковинку обитателям города. За домом находился небольшой уютный садик с детской площадкой, плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и двумя террасами-закрытой застеклённой и открытой с навесом. При советской власти садик исчез. На его месте остались вытоптанная земля и ветхие туалеты и сараи. Торговля мануфактурой не давала Петру Михайловичу достаточного дохода для содержания большой семьи. Это побудило его вместе с подросшими сыновьями заняться кустарным ткачеством платков на дому... В 1887 г. он создал бумажно-ткацкую фабрику, которая выпускала платки. На фабрике работали 45 мужчин и 25 женщин. Число занятых рабочих выросло до 140. На этот период и приходится и образование компании "П. М. Полежаев и Kо". После смерти Петра Михайловича в 1901 г., предприятие получило название "Ткацкая красильно-аппретурная фабрика торгового дома П.М. Полежаева сыновья" с равной долей собственности для каждого из четырех братьев. Два сына П.М. Полежаева - Иван и Николай остались при фабрике в Боровске . Иван Петрович руководил производством и работал как технолог, механик и строитель. Николай Петрович работал красильным мастером и ведал хозяйственной частью. Георгий и Пафнутий обосновались в Москве и занимались оптовой реализацией фабричной продукции через торговый дом " П.М. Полежаева сыновья", который располагался в Ветошном переулке (около ГУМа )... Основными изделиями фабрики в то время были вигоневые жаккардовые платки на крученой хлопчатобумажной основе, клетчатые шерстяные платки, а также платки из козьего пуха, шарфы и одеяла. Во время первой мировой войны фабрика производила шинельное сукно, одеяла, шарфы и портянки для фронта После переворота в 1917 г. фабрика была национализирована и стала называться "Красный Октябрь". Появилось новое правление. Однако Ивана Петровича и Николая Петровича по просьбе рабочих оставили на фабрике как специалистов. Иван Петрович трудился в качестве технического руководителя, а затем-директора. Это способствовало сохранению предприятия в надлежащем порядке. Несмотря на голод и разруху, нехватку сырья и топлива, оно не останавливалось ни на один день. В 1924 г. Иван Петрович скончался. У руководства остались Николай Петрович и Пафнутий Петрович. После усиления репрессий против собственников Николай Петрович Полежаев был сослан в 1929 г. в г. Ленинакан в Армении, где строился хлопчато-бумажный комбинат, а Пафнутий Петрович покинул Боровск и уехал в Москву. Производство на Полежаевской фабрике продолжается и теперь. Она преобразована в АО "Руно" и выпускает шерстяные пледы, одеяла, платки, шарфы, ткань-утеплитель для обуви и пряжу. Ею активно занимались члены семьи. Иван Петрович неоднократно избирался городским головой, не раз был гласным городской думы Боровска и являлся попечителем четырех сельских школ. Он был также членом правления и почётным членом Боровского вольно-пожарного общества, одним из инициаторов создания которого и постоянным начальником-брандмайором был его брат Николай Петрович. Вольно-пожарная дружина была крайне необходима в застроенном деревянными домами Боровске , где часто происходили пожары, во время которых выгорали целые улицы. Пожары быстро распространялись из-за недостатка воды. Поэтому за первую бочку воды, доставленную на пожар, городские власти выдавали награду в 3 рубля. В целях борьбы с огнем и было организовано добровольное пожарное общество. Оно возглавлялось выборным правлением и имело пожарную дружину из 50 человек с пожарным обозом, постоянным платным обслуживающим персоналом и дежурным на каланче. Полежаевы вместе с другими членами правления: финансировали деятельность общества. Они снабжали пожарников снаряжением, спецодеждой и парадной формой, содержали обоз и несли прочие расходы.... Через несколько несколько недель после переворота 1917 года Полежаевы лишились всего, что было создано трудом нескольких поколений-фабрики, домов в Боровске и Москве и пригородных усадеб. Как уже указывалось, Иван Петрович и Николай Петрович продолжали работать на фабрике, хотя их подвергали кратковременным арестам. К началу 30-х годов все Полежаевы , опасаясь дальнейших арестов и репрессий, вынуждены были покинуть Боровск . Они вселялись в квартиры к своим родным и знакомым, поскольку в Москве шла компания "уплотнения". Судьба внуков Петра Михайловича, которых было 41 человек, сложилась неодинаково. В 1917 г. они были молодыми людьми или подростками. Некоторые из них погибли в годы послереволюционной разрухи, в тюрьмах и в ГУЛАГе. Большинство выжило. Высшее образование удалось получить немногим по причине буржуазного происхождения. Но что удивительно: не было озлобления, отчаяния, скорее недоумение и смирение перед столь трагически изменившимися обстоятельствами жизни. Среди них было много талантливых людей, обладавши способностями к литературному труду, естественным наукам и актерскому и режиссерскому мастерству.

 

Вид во двор . Автор фото: Вячеслав Степанов
Вид во двор с улицы Успенской (ныне Ленина), начало XXI века

 

Улица Ленина у дома 15. Автор фото: Вячеслав Степанов
Улица Ленина у дома 15

 

Улица Ленина у дома 15. Автор фото: Вячеслав Степанов
Улица Ленина у дома 15

 Почему я так настойчиво повторяю место фотосъемки "Ленина, 15". Да дело в том, что по этому адресу стоит дом-красавец, городская усадьба середины XIX века. Дом сей приходит в упадок и отреставрировать, наверное, уже не получится - мастера перевелись. К общему стыду, именно в этом здании сейчас находится Методический Центр традиционной культуры и народного творчества "Школа мастеров". Видели бы состояние ворот, на которые они повесили эту вывеску!...

Улица Ленина у дома 15. Автор фото: Вячеслав Степанов
Улица Ленина у дома 15

 

Улица Ленина у дома 15. Автор фото: Вячеслав Степанов
Улица Ленина у дома 15

 

Ленина, 15. Автор фото: Вячеслав Степанов
Ленина, 15

 (продолжение следует)