Юлия Свиткова
«Архстояние» – уникальный проект, в рамках которого создаются масштабные объекты искусства и архитектуры. Это и экспериментальная арт-площадка под открытым небом и одновременно благоустроенный парк с красивейшими природными ландшафтами.
Название возникло благодаря близости площадки к реке Угра. Организаторы утверждают, что в районе проведения фестиваля происходило знаменитое Стояние на Угре. Военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань, положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым.
Фестиваль проводится с 2006 года два раза в год. Парк Никола-Ленивец занимает около 120 гектаров. Всего в парке 27 объектов современной архитектуры и искусства в ландшафте.
К каждому фестивалю специально приглашённые архитекторы создают арт-объекты из природных материалов: дерева, снега, сена, лозы и т. д. Некоторые объекты функциональны: плоты, качели, даже туалеты. Большинство объектов взаимодействуют со зрителем – в них можно зайти, залезть, прокатиться на них, поупражняться.
В 2012 году «АрхСтоянии» приняли участие более 200 представителей творческих профессий из России, Эстонии, Франции, Америки и Японии. Среди них архитекторы, художники, артисты, музыканты.
Пространство фестиваля-лаборатории становится территорией экспериментов в разных областях искусства, в первую очередь – архитектуры. Парк дает редкую возможность российским и зарубежным архитекторам выступать как художникам, позволить себе здесь, на земле «Архстояния», намного больше, чем это удается в городе.
Парк теперь – не просто обозначение на карте, но место, где можно гулять, строить арт-объекты и показывать перформансы. Здесь уже проводятся мастер-классы по ландшафтной архитектуре для французских и русских студентов, на таких воркшопах можно постепенно погружаться в ландшафт, это - отличный способ показать другим людям, коллегам прямо на месте то, что ты видишь. Следующий мастер-класс будет в октябре, мы всех приглашаем стать его зрителями.
Ротонда (Автор: Александр Бродский).
Ротонда — это небольшой дом среди поля. Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей. Предназначен для того, чтобы войти, развести огонь в очаге и любоваться пейзажем.
Дом имеет овальную в плане форму. Периметр в уровне земли состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Используются старые двери, взятые из разрушенных старых домов. Внутри дом представляет из себя двухсветное пространство общей высотой около 6 м, опоясанное узкой галереей с окнами на высоте 3 м.В центре расположен очаг. Смотреть на пейзаж можно либо с нижнего уровня, открыв двери, либо с галереи, либо с плоской кровли, куда можно подняться по лестнице.Конструктивно ротонда это каркас из деревянного бруса, обшитого доской. Весь дом окрашен в белый цвет. С сайта Архстояние
Граница империи (Архстояние 2007, автор Николай Полисский)
Объект представляет собой выросшее скопление высоченных деревянных «колонн», увенчанных то условными двуглавыми орлами, то какими-то утыканными шипами цилиндрами и конусами
Сам автор сказал о «Границах империи»:
Они напоминают какие-то руины Карфагена в Северной Африке — была цивилизация, которая всё время кому-то грозила, поэтому ей приходилось строить границы. И как только она переставала угрожать другим, эти столбы сразу заваливали. Границы нужны только при угрозах.
Проект-павильон «Позолоченный телец» (Архстояние 2009, автор Василий Щетинин)
Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уалл-стрит). Скульптура работы Arturo Di Modica появилась на Манхеттане ровно 20 лет назад по инициативе художника и с 1989 года символизирует финансовый успех. В современных реалиях Золотой телец стал своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса.
Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабль-ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизм), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру.
Визуально-пластическое воплощение проекта — смотровая площадка с выставочным павильоном и сценой, откуда открываются виды на Николо-Ленивец и объекты музея под открытым небом
Проект Поляна (Архстояние 2006, автор Анна Щетинина)
Предусматривает деликатную вырубку в молодой березовой роще пешеходных просек с выходом на «Проект Поляна». Место обсуждения конкурсных студенческих работ выставленных на десяти пнях-подиумах. «Жюри» — состоящее из архитекторов, деятелей искусств, жителей окрестностей, колхозников, работников Национального парка «Угра», представителей местной власти, гостей всех возрастов и профессий и пр. имеют возможность обсудить экспозицию за большим столом, стоящим посреди поляны.
В момент обсуждения стол накрывается в соответствии с духом мероприятия и состава.
Вселенский разум (Архстояние 2007, автор Николай Полисский)
Основа инсталляции — скульптура двух полушарий мозга, к которой ведёт двойная коллонада из 42 «ракет». По признанию автора, скульптура мозга изначально ассоциировалась у него с античной кудрявой головой.
Проект «Вселенский разум» — самый продолжительный по времени воплощения (около 3 лет) и самый масштабный по площади (почти 1 гектар) проект Полисского
По некоторым сведениям, инсталляция может быть демонтирована и перевезена в Сочи к началу зимней сочинской олимпиады 2014 года.