Юрий Семенов
Древние римляне, как известно, были великими строителями дорог и мостов. Это они оставили полезное наследие половине Европы в виде мостов, акведуков и виадуков. По разным подсчетам их от 300 до 500 по всей Европе. Многие из них и сейчас выполняют свою роль, в том числе на юге Франции в Провансе.
От Львиного моста (точнее, моста Константина, Pont de Constantin) через Рону в г.Арле почти ничего не осталось, только эти львы на набережной. Мост был построен до 5-го века (упоминание об его обрушении в 428 г.н.э.) и должен был соединять город Арль и дорогу в южную область Камарг. Он был понтонным, с деревянными настилами, сейчас в водах Роны остались только остатки его каменных опор. Мост считается историческим памятником с 1920г., а с 1981-го - всемирным наследием ЮНЕСКО.
Этот мост Сен-Бенезе (Pont Saint-Benezet) в г.Авиньоне (Avignon) через Рону, дотягивает только до ее середины. От постройки 12 века длиной 915 метров остались лишь четыре пролета с часовней Святого Николая. Есть две версии происхождения моста – римская и средневековая (легенда). Возможно, этот мост существовал при римлянах, а в средние века его восстановили. По легенде его строительство начали после видения пастуху Бенуа (впоследствии Св. Бенезе) божественного образа, который приказал ему построить этот мост. Мост был разрушен многочисленными наводнениями
Мост Сен-Бенезе продержался почти 500 лет (с 1185г.), на этой картинке 1850 года он в таком же состоянии, как и сейчас. Справа видна крепость с Папским дворцом наверху. Предыдущий снимок сделан от левой самой верхней башни. Мост был признан историческим памятником в 1840 г., а в 1995 году стал (вместе с Папским дворцом) объектом Всемирного наследия.
Арочный мост в Марселе (Marseille) Пон-дю-Валлон-дез-Офф (Pont du Vallon des Auffes) через маленький рыбацкий залив Валлон-дез-Офф почти современный - построен в конце девятнадцатого века. Его длина 60 метров, и всего три полукруглые арки. Налево – залив и рыбацкое поселение (туристический объект), направо – Средиземное море.
Это вид на мостик Пон-дю-Валлон-дез-Офф с моря. Слева белооконное низкое строение – ресторан, где раньше (теперь, говорят, повар уволился) был самый вкусный суп Буйабес (Bouillabaiss). Наверху, на холме - Базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre-Dame-de-la-Garde). По мосту налево – дорога в центр Марселя, до порта два километра. Оттуда, как видно, наступают современные здания.
Самое интересное строение на нашем пути - древнеримский акведук Пон-дю-Гар (Pont du Gard). Посещение его, строго говоря, не входило в турмаршрут, но удалось уговорить нашего гида заехать туда после Авиньона. Пон-дю-Гар, т.е. Гарский мост, мост через реку Гар (ныне река Гардон) для подачи воды от северных источников возле города Юзеса (Uzes) в город Ним (Nimes). Между ними всего 20 км по прямой, но водопроводу пришлось обойти южные предгорья, и весь его путь составил 48 км. На витееватом пути этого водопровода построено 9 мостов, один туннель и один акведук - Пон-дю-Гар. Автобус остановился за полтора километра до моста, и мы по платановой аллее приближались к акведуку с северной стороны.
Это место давно привлекает отдыхающих и туристов. Раньше, правда, они чаще собирались по другую сторону акведука.
Вид на долину Гардон ниже по течению от моста, на северо-восток. На левом берегу виден отель-ресторан, там же недалеко есть новый музей. Вдалеке прямо - деревня Кастильоне-дю-Гар на вершине холма. Справа на низком известняковом берегу немногие (на дворе только май) отдыхающие. А за крайними справа деревьями виден кусочек нашей автостоянки.
Трехэтажный акведук «Гарский мост» является самым высоким из всех сохранившихся римских акведуков. Сейчас считается, что водопровод строили около 15 лет, а сам Пон-дю-Гар - около 5 лет, он был завершен к середине 1-го века н. э. (дата 19 г. до н.э. не соответствует раскопкам). Высота моста – 49 метров, длина 275 м. Он сложен из каменных блоков без применения раствора. Северо-восточная (теневая) его сторона была испорчена многочисленными перестройками.
Арка нижнего яруса стоит обычно посуху, а во время страшных наводнений, говорят, она целиком уходила под воду (как в 1958 году). Причем наводнение смыло другие мосты и ближайшие постройки в округе, а Пон-дю-Гар устоял. Основным местом добычи известняка был карьер, расположенный в 600 метрах ниже по течению на левом берегу реки. В настоящее время он недоступен для туристов.
На камнях встречаются надписи времен укладки и времен реставраций моста и некоторые барельефы. Точное объяснение выступающим балкам пока не найдено, возможно, они были использованы для создания лесов, необходимых для последующего строительства моста. А на третьей арке второго уровня с правой стороны виден «трехпалый» барельеф в честь бога Приапа, но легенда уверяет, что это изображение зайца. Легенда типична. Красивая девушка из Нима согласилась выйти замуж за того, кто подведет воду к ее городу. Но строителям не удавалось построить крепкий мост через Гар, его постоянно смывало рекой. Тут вмешался дьявол с предложением: в обмен на постройку ему отдадут первое живое существо, которое пересечет мост. И, когда мост был готов, по нему пустили зайца (или даже кота), которого и поймал дьявол в свою сумку на другом конце моста.
С юго-западной стороны мост сохранился гораздо лучше. Рельефно видна на солнце кладка. Это вид с правого берега.
Удостоился Пон-дю-Гар чести быть изображенным на банкноте 5 евро.
В «полный рост» Гарский мост можно охватить, если по правому берегу пройти от него подальше. Несмотря на внушительные размеры, он выглядит очень легко и ажурно. О нем с восторгом отзывались многие известные писатели. Жан-Жак Руссо был поражен, когда впервые посетил его в 1738г. Писатель Жозеф Мери в 1853 году онемел от изумления. Писатель Генри Джеймс в 1884 году был так же впечатлен величием римской постройки.
А это я стою с фотокамерой тоже впечатленный Пон-дю-Гаром в живописной долине реки Гардон.
Это долина реки Гардон от моста вверх по течению. Местность вокруг моста стала пешеходной зоной после 1990 года. Здесь стало тихо и комфортно.
Сейчас здесь совсем мало отдыхающих. А после реставрации в середине 19 века сюда начался наплыв туристов. А до этого акведук постепенно рушился, несмотря на мелкие ремонты 1743 – 1747гг. и 1843 - 1845 гг. В 19-й век он вступил довольно обветшалым строением. В 1835 году, когда его увидел Проспер Мериме (новый генеральный директор исторических памятников) мост был в серьезной опасности обрушения. Ремонт моста по инициативе Мериме и при поддержке Наполеона III был проведен в период 1853-58 гг.
Тот же правый берег на картинке 1823 года. Заметно ветхое состояние моста. Видны пешеходы по первому, а также по верхнему, третьему ярусу – там был тротуар шириной 3 м 64 см (в римские времена только там и существовал переход). Сейчас подъем на него закрыт. Внизу видна зажиточная публика. Это место издавна посещали важные особы. Король Франции Карл IX посетил его в 1564 году. Луи XIV со свитой посетил Пон-дю-Гар в ходе визита в Ним в 1660г.
Акведук, как и водопровод, использовали до примерно шестого века (отдельные части до IX в.). Отсутствие технического обслуживания после 4-го века привело к загрязнению и заброшенности водопровода. В 17 веке нижняя аркада моста была приспособлена под мост, а в 1743-1745 гг. здесь устроили автомобильную дорогу. Для этого опоры второго яруса сузили. Дорогу использовали для транспортировки артиллерии во время войн 1620-х годов.
Сейчас по мосту организовано только пешеходное движение. Мы тоже успели перебежать на другую сторону реки (русские туристы всегда бегом), оттуда открываются такие же прекрасные виды на Пон-дю-Гар.
Успел только выбежать на ближайший выступ левого берега, – очень живописно.
Гарский мост поражает воображение современных людей так же, как и раньше наших предшественников. В 1985 г он стал памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это вид с левого берега на юго-западный «фасад» моста. Неповторимая красота этого акведука была воспета многими художниками.
Это акведук Пон-дю-Гар на картине художника Юбера Робера (Hubert Robert, 1733-1808), который часто писал то, что мы бы назвали городским пейзажем. В 1786 году Людовик XVI поручил группе Робера собирать картины римских развалин юга Франции для новой столовой во Дворце Фонтенбло. Романтизированная картина с акведуком создана Робером в 1787 году, сейчас находится в Лувре. Привлекает внимание то, что перспектива моста соответствует предыдущему фото с левого берега, а у Робера на картине – вид с правого, что невозможно даже от поворота реки.
Пон-дю-Гар прекрасен с любой точки.
Это виадук, т.е. мост для преодоления низины, ущелья и прочей сухопутной неровности, он расположен на два километра южнее города Экс-ан-Прованс (Aix en Provence) в квартале Котон-Руж (Coton-Rouge). Поэтому его раньше и называли виадук Котон-Руж. Раньше – это во времена его постройки в 1860-70-х годах. Теперь чаще говорят Арк-де-Мейран, «Дуга Мейрана» (Arc de Meyran, Viaduc de l\'Arc de Meyran).
Фотография Клода Гондрана 1875 года, сразу после окончания строительства виадука Арк-де-Мейран. Фото заимствовано с сайта http://joelle.jacq.free.fr/.
На этой фотографии около 1875 года (введение виадука в строй) хорошо видно, что это действительно дуга, огибающая квартал Котон-Руж. Виадук Арк-де-Мейран предназначался для поездов железнодорожного транспорта, который стал мощно развиваться во Франции с середины 19 века. По примеру древних римлян для этой цели построено было несколько однотипных виадуков. С момента постройки из-за кладки камня темного цвета это виадук иногда путают с древнеримской архитектурой. Фото заимствовано с открытки с сайта http://www.delcampe.net.
Это стоянка транспорта внутри дуги железнодорожного виадука Мейрана, который соединил города Экс-ан-Прованс и Марсель. Сейчас внизу два пролета виадука из сорока заняты автотрассой Ла Провансаль (La Provencale), дальше по ней в пяти минутах ходьбы находился наш отель. Поэтому я не мог упустить возможность побывать здесь в свободное после экскурсии время.
Это тоже железнодорожный виадук, но для скоростных электропоездов системы TGV, которая появилась во Франции с 1981 года. Поезда развивают скорость около 250-300 км в час. Виадуку всего несколько лет, в этом месте он пересекает трассу А8, по которой возвращался наш автобус в Экс-ан-Прованс (до города еще 10 км).
Если два предыдущих виадука выполняли роли эстакады или путепровода для развязки транспортных путей, то это настоящий виадук над ущельем Гаффинель (Gaffinel) глубиной 80 метров при подъезде к городку Эз (Éze) на юге Франции на дороге Муазен Корниш (Moyenne Corniche). Его называют по разному: виадук де-Гаффинель (Viaduc de Gaffinel), виадук Эза (Viaduc d\'Eze) и даже «мост дьявола» (Pont du Diable). Согласно легенде пастух попросил дьявола построить мост через ущелье в обмен на душу живого существа, которое первым пройдет по виадуку. Когда дьявол исполнил просьбу, пастух бросил свою палку, и его собака побежала за ней, чем он выполнил договор, пожертвовав своим псом. По другой версии виадук построен в 1911-14 годах, имеет длину около 78 метров.
Старая открытка начала 20-го века с каменистым ущельем Гаффинель. Сейчас оно сильно заросло деревьями и кустарником. Вид с моря. Фото заимствовано с открытки с сайта http://www.delcampe.net.
Это тоже транспортный виадук - де-Карей (Viaduc de Carei) - длиной более 520-ти метров, по которому идет трасса А8, а наш автобус внизу выезжает из приморского города Ментона (Menton) рядом с Монако. Дальше мы поднимались на эту трассу, протянувшуюся параллельно берегу Средиземного моря.
Таких мостов, как де-Карей, по трассе А8 в районе Ментона штук пять, похожих друг на друга, сотворенных, видимо, по типовому проекту. Для фотопутешественника, который, как я, сначала все фотографирует, а потом, дома разбирается, где же он проезжал и что видел, это создает некоторые творческие трудности. Но также и приятные воспоминания о живописных долинах межу горами Лазурного берега.
Прованс, вид с виадука проездом