Юрий Семенов
Продолжение репортажа.
Следующее препятствие в конце седьмой версты. Попытка пройти по дороге около болота №2 не увенчалась успехом. Пришлось вернуться и воспользоваться проложенными слегами, настилами с левой стороны.
Особой сложности пройти двумя ногами по двум бревнышкам не было. И болото особо не хлюпало. Обычно это место все фотографируют, - очень привлекательно выглядит.
Небольшие «черные» озера, скорее всего, искусственные, справа от дороги выглядели очень живописно. Вероятно, их функция защитная, такая же, как и у дренажных канав.
Следующее, третье болото переходим по слегам слева. Это открытое (говорят, клюквенное) болото, окруженное долговязыми елями. Почему-то только оно отмечено на картах.
Камни попадаются все чаще, все больше они вылезают наружу среди жиденьких деревьев и кустарников. Тут запахло морем, и это был самый мучительный отрезок пути: вроде море рядом, а его все не видно и не видно. А до дамбы оставалось всего-то меньше километра..
Наконец лес отступил, слева и справа завиднелись морские заливы. Это водоем слева от дороги недалеко от дамбы.
Узкая губа Белого моря справа от дороги, т.е. на юге, недалеко от дамбы. Отсюда начинаются красивые морские места, только успевай головой вертеть.
Отмель у дороги слева, вдали видно море. Это вид на север, в сторону пролива Северных Железных ворот.
Еще один водоем на отмели слева от дороги, вид на север. На горизонте между темными полосками берегов виден пролив Северные Железные ворота.
Берег Белого моря, вид на север. Прилив, видимо, еще не закончился, вода стоит у самого берега. Собственно, тут уже началась каменная насыпь, а, значит, и Соловецкая дамба.
Восьмая верста у дамбы. Соловецкая, или Муксаломская валунная дамба перекрыла пролив Южные Железные ворота и соединила Большой Соловецкий остров и остров Большая Муксалма. Ширина пролива - около километра. Строительство относится к 1860-м годам, а современный же вид дамба получила в 1865 году, когда работы были закончены. Дамба получила название “Каменный мост”.
Дамба, извиваясь, проложена по наиболее мелким участкам пролива. Так было установлено надежное сообщение и постоянная проезжая дорога из животноводческого хозяйства монастыря, которое располагалось на Большой Муксалме. Раньше на Муксалму добирались на лодках из Варваринской и Долгой губы. На переднем плане видна одна из металлических скоб, которыми в начале ХХ века укрепили края дамбы.
Вид Дамбы в начале века со старинной открытки. Руководитель работ по возведению дамбы - послушник Феоктист, постригшийся в монахи на Соловках в 1867 г. (в миру Федор Иванович Соснин, крестьянин Холмогорского уезда). В строительстве дамбы принимали участие монахи, трудники и до 400 наемных рабочих. Камни в дамбе не скреплены раствором, а держатся за счет собственного веса. В начале XX века дамба была ограждена деревянным барьером, а по краям скреплена металлическими скобами, которые видны на современных снимках.
В 1890-е гг. вместо разводного деревянного моста, соединяющего концы валунных насыпей, была достроена сплошная каменная дамба с «мостом», в котором предусмотрены три каменных арки для прохода морских карбасов (лодок), Мост из трех арочных ворот, через которые протекает вода из обеих частей морского пролива во время приливов и отливов, и сейчас хорошо виден. На переднем плане – каменные защитные нагромождения.
Дамба в средней своей части. Длина дамбы – 1220 метров, средняя ширина – около 6 метров. Трасса дамбы имеет пять изгибов, углы которых служат волнорезами, защищая дамбу от сильных морских волнений.
Центральная часть дамбы. Вид на северную сторону пролива. На заднем плане видны длинные и мощные, выступающие далеко в море полосы нагромождений из камней (типа молов), которые ограждают и защищают дамбу.
Дамба во второй своей половине. Если приглядеться, то на втором плане справа в дамбе видны еще одни каменные арочные ворота, а еще правее обрушенная арка, которые не упоминаются в описаниях дамбы.
Окончание дамбы, вид от острова Б. Муксалма. Отсюда до Сергиевскго скита на Муксалме около километра. Туда мы не пошли.
Северный берег от дамбы на стороне острова Б.Муксалма. Поразительный цвет камней – желто-розоватый.
Отмель в конце дамбы справа от нее. Отсюда начинается «валунное поле» - очередная ландшафтная красота нашего путешествия на Муксалму.
Отмель в конце дамбы (справа от нее) и начало «валунного поля». На дальнем плане видны южные полосы нагромождений из камней, которые защищают дамбу.
Четыре кадра «валунного поля». Почва между камнями то твердая, каменистая, то вдруг проваливаешься по щиколотку в мох. На переднем плане справа видны низкорослые кустики можжевельника.
Валунное поле. Валуны красного гранита украшены почерневшими останками лишайников.
Валунное поле. Камни на нем совершенно разные по цвету: серые, розовые, есть даже несколько совершенно белых.
Валунное поле. Одинокая сосенка художественно удерживает всю картинку.
Залив на Муксалме с плавающими гроздьями фукуса - конечный пункт нашей прогулки. Отдохнув, отправились в обратный путь, считая верстовые столбы.
Тишина и покой на Белом море провожали нас с большой Соловецкой дамбы. Это пролив Южные Железные ворота, вид с дамбы на север.