Откровенно говоря, я относился к HDR фотографии скептически до тех пор, пока на последнем заводском фотоконкурсе на тему "Природа и мы" с большим отрывом от всех достаточно рядовых фотографий выиграло фото зимнего рассвета и мне, как члену жюри, удалось посмотреть его исходники.

Исходников оказалось три: базовое фото, фото с недодержкой в 2 ступени и еще с передержкой, также в две ступени. Сложив их в пробной версии программы Photomatix Pro 4.2.4, я получил результат, достаточно близкий по качеству к фотографии-победительнице. С того дня я стал целенаправленно выходить на HDR-фотосъемку.

HDR из семи соседних кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов

HDR из семи соседних кадров Эспозионная вилка от -3V до +3V с шагом в 1V

Эксповилка, 6 соседних кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов

Эксповилка, 6 соседних кадров

На HDR-съемку я помимо фотокамеры беру с собой штатив и тросик для дистанционного спуска затвора. Использование штатива позволяет мне работать с низким значениями ISO (100) и наполовину закрытой диафрагмой (11-13). В последнее время я снимаю только в RAW и  использую  цветовое пространство sRGB

На нижеприведенном примере показано базовое (без всяких экспоккоррекций) фото серии из 7 кадров и результаты HDR обработки серий из 7 , 5 и 3 кадров, причем в сериях из 5 и 3 кадров диапазон экспокоррекции составлял от -2V до +2V. Видно, что для вполне удовлетворительного результата и экономии памяти и ресурсов камеры достаточно всего трех кадров, выполненных со значениями экспокорреции -2V, 0V и +2V.

Базовое фото серии из 7 кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов HDR из 7 кадров (-3V,-2V,-1V,0V,+1V,+2V,+3V). Автор фото: Вячеслав Степанов

Базовое фото серии из 7 кадров

Результат HDR из 7 кадров

HDR из 5 кадров (-2V,-1V,0V,+1V,+2V). Автор фото: Вячеслав Степанов HDR из 3 кадров (-2V,0V,+2V). Автор фото: Вячеслав Степанов

Результат HDR из 5 кадров

Результат HDR из 3 кадров


Приведу еще несколько примеров, когда HDR практически спасло ситуацию: базовое фото было очень контрастным по тону, небо было невыразительным, а тени - практически лишенными видимых деталей. В нижеприведенных примерах слева - базовые фото, справа - результаты HDR-обработки соответствующих серий из пяти соседних по экспозиции кадров.

Заранее оговорюсь, что никакой предварительной обработке исходные снимки не подвергались, а итоговые HDR-фото получали лишь незначительное увеличение резкости (опция mild sharpening).  Все фото в таблице увеличиваются по клику на них мышкой

Базовое фото серии из 5 кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов HDR из 5 кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов
Базовое фото в серии из пяти кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов HDR из 5 кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов
Базовое фото серии из 5 кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов HDR из 5 кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов
Базовое (0V) фото. Автор фото: Вячеслав Степанов HDR из пяти кадров. Автор фото: Вячеслав Степанов

 

Даже при первом взгляде на представленную серию видно, что практически во всех приведенных случаях использование HDR спасло ситуацию: небо и снег на льду стали более выразительными, а проработка теней позволяет спокойно любоваться деталями в темных участках изображения.

И в заключении приведу еще несколько пейзажей из мартовских HDR-съемок на реке Протве. 

Закат на Протве. Автор фото: Вячеслав Степанов

Закат на Протве

 

Закат на Протве. Автор фото: Вячеслав Степанов

Закат на Протве 

Протва, 10 марта. Автор фото: Вячеслав Степанов