Вячеслав Степанов
Откровенно говоря, я относился к HDR фотографии скептически до тех пор, пока на последнем заводском фотоконкурсе на тему "Природа и мы" с большим отрывом от всех достаточно рядовых фотографий выиграло фото зимнего рассвета и мне, как члену жюри, удалось посмотреть его исходники.
Исходников оказалось три: базовое фото, фото с недодержкой в 2 ступени и еще с передержкой, также в две ступени. Сложив их в пробной версии программы Photomatix Pro 4.2.4, я получил результат, достаточно близкий по качеству к фотографии-победительнице. С того дня я стал целенаправленно выходить на HDR-фотосъемку.
HDR из семи соседних кадров Эспозионная вилка от -3V до +3V с шагом в 1V
Эксповилка, 6 соседних кадров
На HDR-съемку я помимо фотокамеры беру с собой штатив и тросик для дистанционного спуска затвора. Использование штатива позволяет мне работать с низким значениями ISO (100) и наполовину закрытой диафрагмой (11-13). В последнее время я снимаю только в RAW и использую цветовое пространство sRGB
На нижеприведенном примере показано базовое (без всяких экспоккоррекций) фото серии из 7 кадров и результаты HDR обработки серий из 7 , 5 и 3 кадров, причем в сериях из 5 и 3 кадров диапазон экспокоррекции составлял от -2V до +2V. Видно, что для вполне удовлетворительного результата и экономии памяти и ресурсов камеры достаточно всего трех кадров, выполненных со значениями экспокорреции -2V, 0V и +2V.
Базовое фото серии из 7 кадров |
Результат HDR из 7 кадров |
Результат HDR из 5 кадров |
Результат HDR из 3 кадров |
Приведу еще несколько примеров, когда HDR практически спасло ситуацию: базовое фото было очень контрастным по тону, небо было невыразительным, а тени - практически лишенными видимых деталей. В нижеприведенных примерах слева - базовые фото, справа - результаты HDR-обработки соответствующих серий из пяти соседних по экспозиции кадров.
Заранее оговорюсь, что никакой предварительной обработке исходные снимки не подвергались, а итоговые HDR-фото получали лишь незначительное увеличение резкости (опция mild sharpening). Все фото в таблице увеличиваются по клику на них мышкой
Даже при первом взгляде на представленную серию видно, что практически во всех приведенных случаях использование HDR спасло ситуацию: небо и снег на льду стали более выразительными, а проработка теней позволяет спокойно любоваться деталями в темных участках изображения.
И в заключении приведу еще несколько пейзажей из мартовских HDR-съемок на реке Протве.
Закат на Протве
Закат на Протве